Gobio gobio cynoccphalus Dybowskii — Туркестанский пескарь
Синонимия. Gobio fluviatilis var. lepidolaemus: Кесслер, Изв. Об-ва любит, естествознания. 1872. Т. 10. Вып. 1.
Gobio fluviatilis: Варпаховскнй, Вести, рыбн. промышленности. 1889. №0—7. Gobio gobio: Giinter, Trans. Linn. Soc. v Zool., 1889. Gobio lepidolaemus: Каменский, Карповые Кавказа, 1901. Gobio gobio lepidolaemus: Берг, Рыбы Туркестана, 1905.
Распространение. Реки бассейна Аральского моря. В пределах Казахстана — в Сырдарье и ее притоках — Сарысу, Чу и Таласе. Предположительно этот подвид населяет бессточные реки хр. Улу-тау (Джиланчик, Байконур и др.), но материалов по ним нет.
Описание. Л. С. Берг (1949) считает, что «подвид этот отличается от типичного пескаря целым рядом признаков, которых было бы достаточно для выделения этих особей в отдельный вид, если бы не наличие ряда переходных форм. Признаки эти следующие: покрытое чешуей горло, высокое тело, высокий и короткий хвостовой стебель, маловырезанный хвостовой плавник, небольшая величина (до 100 мм). Анальное отверстие недалеко от начала А.»
Туркестанский пескарь по ряду признаков имеет значительные различия между выборками как из одной, так и из разных популяций. Так, длина хвостового стебля колеблется по средним значениям от 20 до 23%, грудных плавников — от 18 до 21, головы — от 23,6 до 27,3%. Естественно, что размах индивидуальной изменчивости по всему ареалу гораздо значительнее. На такую неоднородность туркестанского пескаря указывали Л. С. Берг (1949) и Ф. А. Турдаков (1963). Последний считал возможным разделение этого подвида на ряд самостоятельных подвидов (выделил G. gobio nikolskii из р. Амударьи, нацно — из Чу, Сарысу и Таласа). Подвид G. gobio nikolskii выделен на основании таких признаков, как большеголовость (26,5%) и длинноусость, но еще большую среднюю длину головы мы видим в наших выборках из р. Сарысу (27,3%) и из рек хр. Каратау (27%); эти же выборки различаются по длине усика (8,5 и 9,5%).
Все это свидетельствует о преждевременности попыток введения таксономических новшеств, хотя бы из-за отсутствия достоверных материалов по возрастной и половой изменчивости*. Однако в дальнейшем эту работу провести будет, видимо, невозможно, так как необходимы специальные поиски водоема с «чистой» популяцией туркестанского пескаря. Акклиматизация амурского лжепескаря Pseudogobio rivularis привела к его гибридизации с местным пескарем и в настоящее время почти везде они встречаются совместно. Так, выборка пескарей из притока р. Чу в мае 1986 г. состояла в равной степени из амурского и туркестанского пескарей и значительного числа гибридов. Отлов проводили перед самым началом нереста на ограниченном участке реки в несколько квадратных метров; все особи находились в IV—V и V стадиях зрелости. Гибридизация привела к увеличению числа особей с голым горлом, к уменьшению длины усиков, смещению анального отверстия в сторону брюшных плавников, укорочению хвостового стебля с одновременным снижением его высоты, некоторому уменьшению длины головы и рыла, увеличению длины грудного плавника и увеличению псктовентрального и вептроаналыюго расстояний, т. е. значительно изменила общий габитус туркестанского пескаря. Гибридизация во всех случаях зашла очень далеко и вряд ли обратима (мы имеем примеры угасания действия гибридизации акклиматизированных и местных форм на примере балхашского окуня).
На фоне изначальной неоднородности туркестанского пескаря и последующего действия гибридизации в настоящее время практически невозможно делать какие-либо предложения по систематике этого подвида. Все имеющиеся данные по морфологическому анализу туркестанского пескаря до начала работ по акклиматизации рыб амурского комплекса следует считать «золотым» фондом и отделить их от более поздних исследований. В частности, Г. К. Камилов (1973) не указывает для водоемов Узбекистана амурского лжепескаря, но в его материалах по систематике туркестанского пескаря просматривается, на наш взгляд, влияние гибридизации. В частности, размах индивидуальной изменчивости по ряду признаков превосходит все нормы. Так, длина хвостового стебля изменяется от 13,4 до 32,6% от длины рыбы, постдорсальное расстояние —от 22,4 до 46,7, длина рыла —от 27,2 до 53,8% от длины головы и т- д.; это выходит далеко за пределы теоретического ряда и заставляет нас воздержаться от использования этих материалов *.
В боковой линии 341^ 43 чешуи, в D III (6) 7—8 лучей, в А II—III 5—6(7) лучей. На боку тела 7—12(13) темных пятен, иногда сливающихся в полосу. По нашим сборам в бассейне р. Талас и в бессточных реках хребта Каратау, жаберных тычинок у пескаря 9—12, глоточные зубы 2-5—5-2, 3-5—5-3, возможны вариации. Позвонков у гибридной популяции из р. Чу 32—38, в среднем 34,56. Горло очешуено не всегда полностью (в исследуемых популяциях). Наиболее полная очешуениость наблюдается в горных реках Каратау, что согласуется с предположением Г. В. Никольского (1971, с. 241) о влиянии течения на очешуениость горла. Наибольшая высота тела укладывается в его длине от 3,7 до 6 раз, в среднем 4,5—4,7 раза. Длина хвостового стебля приблизительно равна высоте тела или чуть больше ее. Высота хвостового стебля больше его толщины и содержится в его длине более 2 раз. Усики длинные, достигают заднего края глаза и далее, составляя более трети длины головы. Анальное отверстие расположено ближе к анальному плавнику. Боковая линия с левой и правой сторон смыкается у затылка. На спинном и хвостовом плавниках правильные ряды черных пятнышек.
Биология. Туркестанский пескарь в водоемах Казахстана нерестится с начала мая до сентября. Самки на IV—V и V стадиях зрелости половых продуктов встречались в притоках р. Чу уже 6 мая, а в реках Каратау — в августе и даже в конце сентября (отловлена нерестящаяся самка и «текучие» самцы). Ряд авторов (Ерещенко, 1955; Пивнев, 1985) отмечают порционность икрометания.
Для нереста пескарь выбирает места на течении с жестким грунтом, но может откладывать икру и в стоячих водах. Соотношение полов в уловах колеблется от 35 до 50% самок, чаще близко 1:1. Половая зрелость наступает на втором году жизни.
Плодовитость составляет от 565 до 5338 икринок и возрастает с увеличением массы тела пескаря.
Растет туркестанский пескарь медленно и достигает максимального размера 12 см. Предельный возраст —7 лет. Питается преимущественно личинками хирономид, веслоногими рачками, водными растениями (до 43% встречаемости в летний период), бо-коплавами, личинками веснянок, падающими в воду насекомыми, детритом (Занин, 1936; Ерещенко, 1955; Турдаков, 1963; Пивнев, 1985).
Численность и хозяйственное значение. В мелких реках Южного Казахстана в некоторых биотопах предгорной зоны является фоновым видом, преобладая по численности над гольцами и ельцами. Хозяйственного значения не имеет. Вряд ли конкурирует в питании с промысловыми видами. Служит пищей для щуки и судака. Представляет известный интерес как ларвифаг (Линдберг, 1947).
Пескарь туркестанский
Article in 'Рыбы Казахстана' published by Coma, 4 сен 2013.
Распространение. Реки бассейна Аральского моря. В пределах Казахстана — в Сырдарье и ее притоках — Сарысу, Чу и Таласе. Предположительно этот подвид населяет бессточные реки хр. Улу-тау (Джиланчик, Байконур и др.), но материалов по ним нет.
-
-
Статью опубликовал Coma, Найти все статьи Coma
-
- Загрузка...
© XenZine Articles from Pick a Tutor